• Размер шрифта:

    






03.10.2017

Ученый, педагог, наставник



В отделе обслуживания читателей 4-го учебного корпуса организована выставка «Учёный, педагог, наставник», посвященная юбилею Мергаляса Мергалимовича Кашапова.

6 октября исполняется 65 лет М. М. Кашапову – профессору, доктору психологических наук, заведующему Кафедрой педагогики и педагогической психологии, руководителю лаборатории Профессионального и личностного развития.

Кашапов Мергаляс Мергалимович родился в г. Ярославле 6 октября 1952 г. В 1979 г. окончил факультет психологии ЯрГУ. С 14 сентября 1982 г. и по настоящее время работает на кафедре педагогики и педагогической психологии ЯрГУ. По окончании аспирантуры защитил в 1989 г. в Ленинградском государственном университете кандидатскую диссертацию, а в 2000 г. в Московском педагогическом государственном университете защитил докторскую диссертацию на тему «Психология профессионального педагогического мышления».

М. М. Кашапов – высококвалифицированный и опытный специалист, эффективный руководитель основного подразделения деятельности вуза – кафедры.

С 2002 по 2012 гг. являлся заместителем декана по научной работе факультета психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова.

В 1999 г. приказом ректора назначается научным руководителем лаборатории Профессионального и личностного развития университета.

С 2000 г. является сертифицированным модератором программы Междисциплинарного центра дидактики высшей школы (IZHD, университет г. Билефельд, Германия).

М. М. Кашапов – один из ведущих ученых-психологов, известный в стране специалист в ряде фундаментальных и прикладных направлений современной психологии. Он - руководитель исследовательских и издательских проектов, поддержанных фондами Министерством образования и науки РФ, РГНФ, ИОО “фонд Сороса”, TEMPUS, координатор международной программы TEMPUS по интерактивному обучению (Франция, Nanterre, Paris-X). Его исследования имеют выраженную фундаментальную и прикладную направленность, характеризующуюся высокой экономической и социальной эффективностью.

Общий объем опубликованных работ составляет более 450, из них 5 авторских монографии и 10 монографий (в соавторстве), 7 учебников (в соавторстве), 9 учебных пособий (из них - 1 с грифом УМО).

В реферируемых ведущих научных изданиях, рекомендуемых ВАК, опубликовано 27 статей, а в зарубежных изданиях опубликовано 11 работ.

С 1996 г. является исполнительным директором и членом правления Ярославского регионального отделения Российского психологического общества (РПО).

Область основных научных интересов: психология мышления и научного творчества, конфликт, творчество, профессиональное развитие, акмеология, когнитивная психология, гештальттерапия, психологическое консультирование, профессиональное мышление, обучение одаренных.

На выставке представлены труды Кашапова М. М.

Приглашаем всех желающих посетить выставку!


Выставка расположена по адресу:

150057, г.Ярославль, пр-д Матросова, 9

График работы:

понедельник - пятница: с 09.00 до 17.00

суббота,воскресенье: выходные дни 

санитарный день: последняя среда каждого месяца

Зав. отделом – Абдуризакова Светлана Ивановна

Контактный телефон: (4852) 42-22-72

Электронная почта: lib4f@uniyar.ac.ru


Список литературы, представленной на выставке:

1. Акмеология: учеб. пособие / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, Науч.-метод. совет ун-та. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 111 с.

2.Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креактивности: метод.указания / М. М.Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2001. – 38 с.

3.Взаимосвязь надситуативного типа мышления учителя с типами реагирования на конфликт / Ю.В. Коликова, М. М. Кашапов // Много голосов - один мир: сборник науч. статей молодых ученых, посвященный Всерос. молодежной науч. психол. конференции "Много голосов – один мир" (психология в зеркале междисциплинарного подхода) / под ред. А. В. Карпова. - Ярославль: Психодиагностика. - 2012. - Т. 1. - С. 127-129.

4.Видеотренинг как метод формирования педагогического мышления / М. М. Кашапов // Общая и прикладная психология. – М. - Ярославль, 2001. – С. 181-189.

5.Влияние уровня развития конфликтной компетентности медицинских работников на эффективность лечения / В. А. Горшкова, М. М. Кашапов // Много голосов - один мир: сборник науч. статей молодых ученых, посвященный Всерос. молодежной науч. психол. конференции "Много голосов – один мир" (психология в зеркале междисциплинарного подхода) / под ред. А. В. Карпова. - Ярославль: Психодиагностика. - 2012. - Т. 1. – С. 69-72

6.Гносеологические основы исследования педагогического мышления как компетентности преподавателя / М. М. Кашапов // Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). - Ярославль, 2003. – С. 168-187.

7.Закономерности и механизмы творческого профессионального мышления преподавателя / М. М. Кашапов // Высшая школа на современном этапе : психология преподавания и обучения : Международный сборник статей. - М. ; Ярославль, 2005. - С.74-77.

8.Значение образа в усвоении психических знаний / С. М. Кашапов // Актуальные проблемы психологии: тезисы итоговой научно-практической конференции молодых ученых "Некоторые проблемы современного научного знания" / [А. В. Панкратов, Е. В. Конева, А. В. Карпов, В. Е. Орел, В. И. Чирков, Н. В. Злотникова, С. М. Кашапов и др. ]; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 1983. – С. 14-16

9.Имитационные активные методы обучения: методические указания / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2001. - 46с.

10.Интеллектуализация образа в творческой деятельности профессионала / М. М. Кашапов // Вестник Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 6. - С. 29-34

11.Исследование уровня развития педагогического мышления / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова // Ярославский психологический вестник. - М. ; Ярославль, 2000. - С. 59-73.

12.Когнитивный подход к исследованию интеллектуализации образа в творческой деятельности профессионала / М. М. Кашапов // Мышление: восхождение к практике: сборник статей / под ред. А. В. Карпова, В. К. Солондаева ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль, 2008. – С. 87-108.

13.Консультационная работа психолога: учеб. пособие для вузов / М. М. Кашапов; Совет по психологии УМО по классическому университетскому образованию ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: Б.и., 2005. - 194 с.

14.Консультационная работа психолога / М. М. Кашапов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 197 с. - (Профессиональная практика). - Библиогр.: с. 192-195.

15.Креативность как ключевая компетентность педагога: монография / под ред. М. М. Кашапова, Т. Г. Киселевой, Т. В. Огородовой; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: Индиго, 2013. - 388 с.

16.Метакогнитивные основы конфликтной компетентности: монография / авт. М. М. Кашапов, А. А. Смирнов, Ю. В. Пошехонова, А. С. Кашапов и др.; под науч. ред. М. М. Кашапова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2012. - 427 с.

17.Методические рекомендации по повышению социальной адаптированности старшеклассников / С. М.Кашапов. - Ярославль: Департамент образования Администрации Яр.обл., 1997. - 60 с. - (Инициатива. Творчество. Поиск. Вып. 21).

18.Методологическая основа профессионального педагогического мышления / М. М. Кашапов // Психология субъекта профессиональной деятельности. – М. - Ярославль, 2001. – С. 192-206.

19.Методологические основы исследования творческого педагогического мышления в контексте понимания предмета психологии / М. М. Кашапов // Труды Ярославского методологического семинара: предмет психологии. - Ярославль, 2004. – С. 175-185.

20.Мотивационно-когнитивный компонент абнотивности педагога / М. М. Кашапов, А. А. Зверева // Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе. - Ярославль, 2001. – С. 97-100

21.Надситуативность как основа профессионального мышления / М. М. Кашапов // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. - М.: Когито-Центр. - 2015. - Т. 1. – С. 361-366

22.Неимитационные активные методы обучения: методические указания / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2001. - 32с.

23.О концепции профессионального педагогического мышления / М. М. Кашапов // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 200-летию Ярославского Государственного университета им. П. Г. Демидова. Психология, 30-31 октября 2003 г.. - Ярославль, 2003. – С. 40-45.

24.О психологической концепции педагогического мышления / М. М. Кашапов //  Ярославский психологический вестник: сборник статей. Вып.1 / А. В. Карпов, Л. П. Урванцев, Т. Г. Киселева, Н. В. Клюева и др.; отв. ред. Ю. К. Корнилов. - М.-Ярославль:  Рос. психолог. общество, 1999. – С. 173-190.

25.О соотношении структур интеллекта и творчества учащихся педагогического класса / М.М. Кашапов, О.Н. Ракитская // Психология и практика: Ежегодник / отв.ред.Карпов А. В. Мазилов В.А. - Ярославль: ЯрГУ, 1998. - С.102-103.

26.Основы гештальттерапии: метод. указания к спецкурсу / М. М. Кашапов; Яросл.гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: Б.и., 2004. - 67с.

27.Основы конфликтологии: учеб. пособие для вузов / М. М. Кашапов; Науч.-метод. совет ун-та ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: Б.и., 2006. - 115 с.

28.Особенности разрешения межличностных конфликтов / М. М. Кашапов // Ярославский психологический вестник / Рос. психолог. общество. - М. ; Ярославль. - 2010. - Вып. 26. - С. 72-74.

29.Педагогическая психология: учебник для вузов / авт. М. М. Кашапов и др.; под ред. Н. В. Клюевой ; М-во образования РФ. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 399 с.

30.Педагогическое мышление как ключевая компетентность преподавателя высшей школы / В. Веблер, М. М. Кашапов // Высшая школа на современном этапе : психология преподавания и обучения : Междунар. сб. статей. - М. ; Ярославль, 2005. - С.12-18.

31.Подготовка студентов к решению проблемных ситуаций как способ формирования педагогической направленности / М. М. Кашапов // Психолого-педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателя ВУЗа / ред. кол.: С. Н. Батракова, Л. П. Урванцев, Н. И. Курочкин; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 1984. – С. 74-83

32.Практическое мышление: теоретические проблемы и прикладные аспекты / авт. гл. 4 М. М. Кашапов; под ред. А. В. Карпова, Ю. К. Корнилова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: Б.и., 2007. - 439 с.

33.Проблемы общей и прикладной психологии: материалы научно-практической конференции "Содружество" 24 - 27 сентября 2001 г / ред. М. М. Кашапов; отв. ред. А. В. Карпов. - Ярославль: Росс. Психологическое общество ЯРО, 2001. - 280 с.

34.Психологические основы педагогического мышления / М. М. Кашапов // Психолого-педагогическая культура : проблемы, поиски, решения: тематический сборник / под ред. С. Н. Батраковой; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 1999. – С. 16-29

35.Психологические основы решения педагогической ситуации / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 1992. - 83с.

36.Психологическое консультирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. М. Кашапов; УМО высш. образования. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 197 с. - (Бакалавр. Академический курс).

37.Психология конструктивной конфликтности личности: монография / под ред. А. В. Карпова, М. М. Кашапова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: Индиго, 2013. - 332 с.

38.Психология конфликтной компетентности: учеб. пособие / М. М. Кашапов, М. В. Башкин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, Науч.-метод. совет ун-та. - Ярославль: ЯрГУ, 2010. - 128 с.

39.Психология педагогического мышления / М. М.Кашапов. - СПб.: Алетейя, 2000. - 463с.

40.Психология творческого мышления: учеб. пособие для вузов / М. М. Кашапов. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 435 с. 

41.Психология творческого мышления профессионала: монография / М. М. Кашапов. - М.: PerSe, 2006. - 687 с.

42.Психология творческого процесса в конфликте: монография / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 291 с.

43.Психолого-акмеологические основы профессионального становления педагога: учеб. пособие для вузов / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова; Ивановский гос. ун-т. - Ярославль: Индиго, 2016. - 269 с.

44.Психолого-педагогический тренинг творческого мышления / М. М. Кашапов // Психология профессионального педагогического мышления. - М., 2003. - С. 331-397

45.[Рецензия] / М. М. Кашапов, А. И. Донцов // Психологический журнал / гл. ред. А. Л. Журавлев. - М.: Наука. - 2014. - Т. 35, № 6. - С. 117-120; Рец. на кн.: Психология деятельности человека / В. Д. Шадриков. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013. - 464 с.

46.Роль метапознания в профессиональном педагогическом мышлении / М. М. Кашапов, Ю. В. Пошехонова // Психологический журнал / гл. ред. А. Л. Журавлев. - М.: Наука. - 2017. - Т. 38, № 3. - С. 57-65

47.Роль творческого мышления профессионала в управлении конфликтом / М. М. Кашапов // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 4. - С. 28-33

48.Роль творческого мышления руководителя в управлении конфликтом / М.М. Кашапов, Н.И. Курочкин // Интеграционная стратегия становления профессионала в условиях многоуровневого образования: материалы Междунар. науч.-практической конференции, 22-24 июня 2007 г / под ред. М. Н. Заостровцевой, В. З. Юсупова. - Котлас. - 2007. - Т. 2. - С.102-113

49.Ситуационный подход к исследованию и формированию педагогического мышления / М.М.Кашапов // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. - Ярославль, 2000. – С. 52-56.

50.Ситуационный подход к пониманию конфликтоустойчивости как основа творческого разрешения конфликтов /М. М. Кашапов // Социальная психология XXI столетия. Т. 1 / под ред. В. В. Козлова; Междунар. академия психолог. наук. - Ярославль: Б.и., 2005. – С. 247-250

51.Ситуационный подход к пониманию педагогического мышления / М. М. Кашапов // Ярославский психологический вестник. - М. ; Ярославль, 2000. – С. 19-27

52.Ситуационный подход как метод исследования и формирования творческого профессионального мышления / М. М. Кашапов // Труды Ярославского методологического семинара. Т.3, Метод психологии / гл. ред. В.В. Новиков ; Междунар.акдемия психолог. наук ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: Б.и., 2005 - С.155-167.

53.Совершенствование творческого мышления профессионала / М. М. Кашапов ; Международная академия психолог. наук. - М. ; Ярославль: Б.и., 2006. - 313 с

54.Сравнительный анализ опыта работы высшей школы России и Германии / М.М.Кашапов // Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе : Тезисы докладов VI областной научно-методической конференции / отв. ред. И. М. Лоханина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2001. - С. 3-7.

55.Стадии творческого мышления профессионала: монография / М. М. Кашапов. - Ярославль: Ремдер, 2009. - 376 с.

56.Структурно-функциональная теория творческого мышления профессионала / М. М. Кашапов // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Психология. - 2006. - №1. - С. 40-45

57.Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления / М.М.Кашапов // Мышление практика и практическое мышление : хрестоматия / под ред. А. В. Карпова. - М.- Ярославль: Медиум пресс, 2001. - С. 95-104.

58.Теория и практика решения конфликтных ситуаций: учебное пособие для вузов / М. М.Кашапов; под науч. ред. А. В. Карпова ; Междунар. академия психолог наук. - М. ; Ярославль: Ремдер, 2003. - 182 с

59.Теория и практика решения педагогической ситуации / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 1997. - 100 с.

60.Трудовая адаптация несовершеннолетних и их правовая защита в международном законодательстве / М.М. Кашапов, Д.А. Смирнов // Много голосов - один мир: сборник науч. статей молодых ученых, посвященный Всерос. молодежной науч. психол. конференции "Много голосов - один мир" (психология в зеркале междисциплинарного подхода) / под ред. А. В. Карпова. - Ярославль: Психодиагностика. - 2012. - Т. 1. - С.116-118.

61.Управление конфликтом: метод. указания / сост. А. С. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, Науч.-метод. совет ун-та. - Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 49 с.

62.Уровни разрешения педагогической проблемной ситуации / М. М. Кашапов // Актуальные проблемы совершенствования обучения в вузе : методика, педагогика, психология: тезисы докладов III областной  научно-методической конференции / ред. кол.: Л. П. Урванцев, В. А. Соколов, С. Н. Батракова; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 1992. – С. 91-92

63.Формирование профессионального творческого мышления: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению Психология / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, Науч.-метод совет ун-та. - Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 135 с.



Возврат к списку